Портреты поэтов Серебряного века
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/04/NGMII-KP-332-G-151-Soloveva-Domashenko-T.V.-Portret-Anny-Ahmatovoj_1-778x1024.jpg)
Автор: Татьяна Соловьёва – Домашенко
Татьяна Васильевна Соловьева принадлежит к послевоенному поколению русских художников. Окончила художественное училище им. Серова (Рериха), затем Академию художеств. С 1975 года Татьяна – член союза художников СССР. Много лет работает как график, в творческой копилке которого более сорока проиллюстрированных книг. Отличительная особенность работ Татьяны Соловьёвой — это, в первую очередь крепкая, устойчивая композиция картин и тщательно проработанные детали.
С 1985 года к своей фамилии Татьяна добавляет фамилию мужа, художника Николая Домашенко. Из начальных букв этих двух фамилий образуется псевдоним СО-ДО, которым художница пользуется также в своей литературной деятельности. С 1989 г. ее художественные интересы связаны с масляной живописью. Тематика картин Татьяны Co-До очень разнообразна: пейзажи, портреты, натюрморты, философские и мистические сюжеты. Тем не менее, все ее картины имеют нечто общее — особенное сочетание поэзии и фантастики, иногда сказочности, с реалистической основой.
Татьяна Co-До — участник более ста выставок, из которых 20 — персональные. Работы Т.Соловьевой находятся во многих музеях России и в частных коллекциях за рубежом.
В коллекции графики новоуренгойского музея изобразительных искусств хранится пять совершенно особенных портретов. Это образы поэтов, неизменно связанных с замечательным периодом в русской литературе XX столетия – Серебряным веком: Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Николая Клюева, Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого. Работы были переданы музею Министерством культуры РСФСР в 1985 году.
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/04/NGMII-KP-332-G-151-Soloveva-Domashenko-T.V.-Portret-Anny-Ahmatovoj_1-1-778x1024.jpg)
Каждый портрет – проницательный взгляд художницы на жизнь и судьбу поэта. Анну Ахматову невозможно не узнать – «патрицианский профиль», скульптурно очерченный рот, величественные взгляд и осанка. Татьяна Соловьёва изобразила Анну Андреевну юной и зрелой одновременно. Две женщины сидят за столом, между ними – целая жизнь. Рядом с молодой Ахматовой красота и страсть, рядом с почтенной — мудрость и спокойствие.
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/03/VB3_7414-711x1024.jpg)
Николай Клюев изображен в образе отшельника. В руках поэта – посох. В прозе Николая Клюева сильно ощутима связь с древнерусской литературой, прежде всего с жанром «духовного завещания», а также самоуничижительного и покаянного тона. Человеком «не от мира сего» увидела его Татьяна Васильевна.
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/02/KP-334-748x1024.jpg)
Образ Николая Заболоцкого, представленный на выставке, можно прокомментировать строками из стихотворения самого поэта «На закате»:
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил».
Художница увидела Заболоцкого человеком, способным из тесноты мира внешнего погрузиться в свой внутренний мир: яркий и свободный, найти в нём отдушину и вдохновение.
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/04/NGMII-KP-333-G-152-Soloveva-Domashenko-T.V.-Portret-Mariny-TSvetaevoj_1-1.jpg)
Одним из главных героев творчества Марины Цветаевой всегда являлась душа поэта-женщины. «Душа» в цветаевском понимании «Шестикрылая, ра — душная». На портрете Татьяны Соловьёвой Марина Цветаева изображена в таинственном крылатом образе, секрет которого зрителю предстоит раскрыть.
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/02/KP-335-733x1024.jpg)
Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Превыше всего Гумилев считал преданное служение искусству. В этом сказалась его романтичность, умение подняться над обыденным и увидеть истинную красоту мира. На портрете поэт изображен неутомимым путешественником и романтиком.
Искусство и философия Серебряного века отличаются элитарностью, интеллектуализмом. В хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия… Однако, Серебряный век — не только хронологический период, но и образ мышления тех людей искусства, которые остались в сознании потомков как некая неразделимая плеяда, формировавшую атмосферу конца XIX — начала XX века. Надеемся, что выставка графики Татьяны Соловьёвой Домашенко станет для вас возможностью прикоснуться к этой атмосфере.