Выставка «Первопроходцы»

Это уже вторая выставка, анонсирующая будущую постоянную экспозицию Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств «Север. Пути туда и обратно», первую на Ямале.

Вниманию зрителей, ценителей станкового и прикладного искусства, предстает ее заключительный раздел, посвященный людям бесстрашным, окрыленным романтическим энтузиазмом, отправлявшимся в сторону неизведанного, за границы освоенного и привычного.

Символом и концентрацией этого пути стала Сибирь и ее север. О том, что именно Сибирь обязательно когда-нибудь станет территорией прорыва человека в будущее, мыслители предсказывали давно. В 1763 году М. В. Ломоносов произнес свою, ставшую знаменитой, фразу: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». В середине первой трети ХХ века философ О. Шпенглер выявил зарождающуюся русско-сибирскую культуру, предсказывая ее ценность. Сибирь, как писали П. Л. Вайль и А. А. Генис, сформировала представление о безграничном запасе – земли богатств, сил. Не случайно, советская эпоха реформ и модернизации конца 1950–1960-х годов обратилась к Сибири как к территории со столетиями накопленным потенциалом энергичного созидания, рождения нового. Синонимами Сибири и Севера были Тюменская область и Ямало-Ненецкий округ – ее часть.

Вся наша страна на рубеже 1950-1960-х пришла в движение. Его мотивом и целью стала романтика. Первопроходец принадлежал эпохе, где главными были геологи, нефтяники, строители. Эпохи, где творчество поэтов и художников обретало ценность, воплощая открытия «первых». Источником света будущей России в поэме «Братская ГЭС» (1965) назвал Сибирь Е. А. Евтушенко. «И, значит, не будет толка  от веры в себя да в Бога… И, значит, остались только  иллюзия и дорога. И быть над землей закатам и быть над землей рассветам» писал в эти годы И. А. Бродский. Художники стремились приехать в Сибирь, на Север приобщиться к свершениям и мечтам времени.

Во второй половине ХХ века на Ямальском Севере не только строили буровые и возводили новые города. Здесь должны были появиться художественные музеи. Первой подобной институцией Ямала стал Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, возникший на рубеже 1983-1984 годов. Поэтому создание здесь первой в округе постоянной художественной экспозиции – явление закономерное. Грядущая постоянная экспозиция расскажет о Севере как цели и ценности, мечте и образе жизни, родине и месте силы. А новая выставка, часть будущей экспозиции, представит тех, кто «…вышел  строить и месть в сплошной лихорадке буден» (В. В. Маяковский. Поэма «Хорошо», 1927).

Первопроходцы строили БАМ, гидроэлектростанции, города и поселки Сибири, пролагали трубопроводы, осваивали месторождения. Их образы, а также результаты деяний и преобразованную трудом территорию новая выставка покажет при помощи языков живописи, графики и медальерного искусства. В витринах демонстрируются медали известного мастера, заслуженного художника Республики Мари Эл В. Н. Савельева (1947-2018), посвященные созданию и освоению трубопроводов.

Живописные и графические работы представляют несколько разных поколений советских мастеров, рожденных с 1910 по 1950-е годы, получивших образование в художественных институтах и училищах Москвы, Тюмени, Харькова, Ростова-на-Дону, Ташкента, Ленинграда. Демонстрирующих ценности социалистического реализма в его пафосном академическом варианте и более камерном, романтическом. Плакатно поданные образы передовиков производства хранят важный контекст эпохи (Э. Э. Исаев. Бригадир В. Каленов. 1977; Е. Г. Гаврилкевич. Бригада сварщика Б. Дидука. 1970; И. И. Сидельников. Сварщик В. Соколов. 1984). Чаще художники уходили от портретности, создавая собирательный образ первопроходцев (В. И. Кабанов. На трассе. 1984; А. С. Новицкий. Шоферы. 1974; В. А. Позднов. Май на буровой. 1982–1985; Е. И. Самсонов. Поиск. 1974). Сибирская природа на полотнах выступила не просто фоном, но важным участником процесса созидания. Понятны сила и упорство человека, вступившего в диалог с почти с безграничной мощью Земли (А. В. Ткаченко. Будни БАМа. 1978; А. Ф. Китаев. Трудовые будни. 1986). Результаты его труда поэтому соразмерны величию природы (И. В. Гаврилов. Газ в степи. 1983; Е. Н. Власков. Отсюда идет газ. 1984).

И все же главный результат взаимодействия человека и окружающей реальности, который обязано было зафиксировать именно искусство – это красота нового, явленная в энергии ритмов, многообразии форм и цвета. Та красота, которую умели показать графики при помощи условного языка печатных и уникальных техник (Г. Ф. Ефимочкин. О будущем. 1963; М. С. Рогожнев. В пути. 1965; Н. П. Величко. На трасе; О. Ю. Яхнин. Укладка труб. 1984). А также живописцы, стремящиеся не только к документальности и реалистичности, но к ощущению фантастичности и яркости случившегося в Сибири и на ее севере силами первопроходцев. Закономерно, что символом этой выставки стали две работы тюменца М. М. Гардубея (1948-2022), посвященные газопроводу «Уренгой-Помары-Ужгород» (построен в 1983, первый газ пошел в 1984 году). В них мир природы и человека представлен единым, сложным, прекрасным, постоянно обретающим новые краски и формы.

Концепция постоянной экспозиции создана при участии Галины Гурьяновой, искусствоведа, к.и.н., заведующей сектором культурной антропологии Научного центра изучения Арктики.

Выставка «Первопроходцы» будет работать до 20 августа 2022 года.

Поделиться ссылкой: