Графика Геннадия Бусыгина из фонда Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств

Геннадий Бусыгин

Имя Геннадия Бусыгина у многих прежде всего связывается с графическими жанровыми листами, посвященными коренным жителям Севера. На нашей новой online-выставке представлены несколько работ из серий «Люди Тюменского Севера», «Северные игры». 

Геннадий Бусыгин родился в деревне Бархатово Исетского района Тюменской области. Учился в Уральском училище прикладного искусства в городе Нижнем Тагиле (1965-1968) у Т.Е. Коваленко, В.А. Кускова, Г.В. Потко. Член СХ СССР с 1973. График. Работал в технике литографии, офорта, рисунка. Автор тематических композиций, натюрмортов. Жанрист. Участник городских, областных, зональных, республиканских выставок. В 1992 — персональная выставка в Тюмени (ТМИИ). Произведения находятся в ТМИИ, Нижнетагильском краеведческом музее, Якутском художественном музее, Шушунской картинной галерее, ТГИАМЗ, в частных российских собраниях. Умер в Тюмени.

Творческий путь мастера начался в 1968 году, когда он приехал в Тюмень после окончания Нижнетагильского художественного училища. 1970-е годы в художественной жизни Тюмени были ознаменованы организацией первых молодёжных выставок, сопровождавшихся бурными дискуссиями. Вместе с группой молодых художников в эту активную творческую жизнь включился и Геннадий Бусыгин. Художники по своему мировосприятию, образному мышлению, пластическому языку принадлежали одному поколению.

Имя Геннадия Бусыгина у многих прежде всего связывается с графическими жанровыми листами, посвященными коренным жителям Севера. На нашей выставке представлены несколько работ из серии «Люди Тюменского Севера». В 1975 году зрители впервые увидели лёгкие светлые литографии, герои которых – дети Севера – «северята», как называл их сам художник. 

Серийные литографии художника  всегда отличались особым ритмом композиции: динамичные, с приближенными к первому плану крупными фигурами, изображенными на нейтральном фоне со скупым введением в него особо значимых деталей  — летящих чаек, контуров оленей, стоящих поодаль от людей, видимых как через изморозь, и т.д. Белизна листа трансформируется в снежную белизну северного пространства, пронизанного светом.

В 1980-е году Г. Бусыгин создаёт в технике офорта и сухой иглы полную динамики и напряжения серию «Северные игры». В гравюрах этой серии прорывается мощная стремительность движений и пластическое напряжение. Линия здесь начинает жить совершенно по иным законам, и словно бы рождает на листе почти экстатический, какой-то «шаманский» образ человека, живущего «одним дыханием» с суровой природой Севера. Вообще, именно северная тема принесла Геннадию Николаевичу Бусыгину известность, и – заслуженно, потому что в 1970-е годы он объездил весь тюменский север, хорошо знал быт и традиции северных народов.

По отношению к Бусыгину становятся условными определения «график», «живописец». С самого начала творческого пути он создавал композиционные картины и пейзажи в технике масляной живописи, акварели, пастели.

Поделиться ссылкой: