Золотая хохлома

Треть коллекции декоративно-прикладного искусства НГМИИ составляют  народные промыслы России.  Представляем вам хохлому.  Собрание хохломской росписи музея насчитывает более 30 единиц хранения.

Хохлома представляет собой декоративную роспись, в основном по золотому фону. Специальная обработка в печах позволяет создавать изделия, которые не портятся от воздействия даже горячей пищи.

Технология хохломской росписи поистине уникальна, ведь, по сути, дерево приобретает свойства керамики.

На дерево при выполнении росписи наносится серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного  зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Технология выполнения хохломской росписи включает в себя несколько этапов. Для начала мастера создают основу из дерева, будь то чаша, ложка или мебель. Неокрашенные изделия называются «бельё».

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

В конце все изделия обязательно снова покрываются льняным лаком и сушатся в печах при высокой температуре.

Поделиться ссылкой: