Выставка «Пушкин и современники»

Графические работы из фонда Новоуренгойского музея.

А.В. Данилов «В Тригорском» Бумага, литография цветная

Гравюра «В Тригорском» из серии «Пушкин в Михайловском». 1986 год, г. Ленинград.

Работа поступила в основной фонд музея из РОСИЗО Министерство культуры РСФСР в 1993 году.

Тригорское неразрывно связано с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. В настоящее время оно входит в большой музейный комплекс «Пушкинский Заповедник», находящийся в Пушкиногорском районе Псковской области.

В годы ссылки (август 1824 – сентябрь 1826 года) А.С. Пушкин по сути становится членом большой тригорской семьи, состоявшей из владелицы Тригорского Прасковьи Александровны Осиповой и её детей – Анны, Евпраксии, Алексея, Михаила, Валериана, Марии, Екатерины, падчерицы Александры.

Тригорскому и его обитателям посвящены такие шедевры Пушкина, как «Я помню чудное мгновенье…», «Здравствуй Вульф, приятель мой..», «Подражание Корану», «Если жизнь тебя обманет..», «Признание». Современники и первые паломники называли тригорский дом «домом Лариных».

На протяжении всей жизни тригорские друзья поэта, позднее их потомки, хранили воспоминания о поэте, его подарки, портреты, личные вещи, пушкинские автографы — письма, стихи, мадригалы, вписанные в дамские альбомы, книги с его дарственными надписями. Всё это стало основой первого домашнего музея памяти А.С. Пушкина, а позднее открытого 21 августа 1962 года дома-музея Осиповых-Вульф в Пушкинском Заповеднике.


Автор работы представитель Ленинградской школы Данилов Анатолий Васильевич (1944-2005). Родился 15 мая 1944 года в с. Санское Рязанской области. Окончил Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (мастерская графики А.Ф. Пахомова).
С 1996 года по 2005 г. преподавал в Академии художеств. Член Союза художников с 1975 года. Лауреат премии Ленинградского комсомола.
Награжден дипломом Таллиннского Триенале графики. Работал над иллюстрацией книг для издательств: «Детская литература» Московское и Ленинградское отделения, «Художественная литература» Ленинградское отделение, Воронежское Средне-Черноземное, «Библиополис», «Нева», «Аврора», «Юность» и др. Автор серии по мотивам античной поэзии «Жертвоприношение», «Праздник», иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Автор серий «Калейдоскоп ХХ век», «1917 год. Революция», «Мир детства», «Бам», «Ипподром», «Белые ночи», «Лето», «Памяти павших в последний день войны», «Русские города». Работал над диорамой «Подвиг рядового Типанова». Расписывал будуар императрицы Константиновского дворца в Стрельне.

А.В. Данилов «Пушкин в Михайловском» Бумага, литография цветная

Гравюра. 1825 — в Михайловском. Из серии «Пушкин в Михайловском» 1986, г. Ленинград.

Работа поступила в основной фонд музея из РОСИЗО Министерство культуры РСФСР в 1993 году.

Родовое поместье в селе Михайловском стало Для Александра Сергеевича Пушкина чуть ли не вторым домом, ведь не зря именно здесь были написаны самые яркие и сильные произведения автора. Впервые юный поэт посетил Михайловское в 1817 году, где был очарован “сельской жизнью” народа. В августе же 1824 года поэт был сослан в Михайловское по указанию императора Александра Первого из-за недовольства со стороны власти идейной составляющей поэтического творчества Пушкина. В ссылке писателю пришлось пробыть чуть более двух лет, что оставило на нём определённый отпечаток – именно здесь душевные переживания автора проявились в большей степени. Однако данный период был крайне плодотворен: стихи, написанные Пушкиным в это время, превышают сотню в своём количестве, среди них: “Книгопродавец”, “К морю”, “Аквилон”, “К Сабурову”, “Младенцу”, “К Языкову”, “Коварность”. Помимо этого, именно Михайловское способствовало написанию и выходу в свет следующих произведений: поэмы “Граф Нулин” и “Цыганы”, драма “Борис Годунов”, роман “Евгений Онегин”.

Автор работы представитель Ленинградской школы Данилов Анатолий Васильевич (1944-2005). Родился 15 мая 1944 года в с. Санское Рязанской области. Окончил Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (мастерская графики А.Ф. Пахомова).
С 1996 года по 2005 г. преподавал в Академии художеств. Член Союза художников с 1975 года. Лауреат премии Ленинградского комсомола.
Награжден дипломом Таллиннского Триенале графики. Работал над иллюстрацией книг для издательств: «Детская литература» Московское и Ленинградское отделения, «Художественная литература» Ленинградское отделение, Воронежское Средне-Черноземное, «Библиополис», «Нева», «Аврора», «Юность» и др. Автор серии по мотивам античной поэзии «Жертвоприношение», «Праздник», иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Автор серий «Калейдоскоп ХХ век», «1917 год. Революция», «Мир детства», «Бам», «Ипподром», «Белые ночи», «Лето», «Памяти павших в последний день войны», «Русские города». Работал над диорамой «Подвиг рядового Типанова». Расписывал будуар императрицы Константиновского дворца в Стрельне.

Е.К. Кобелев «Портрет Александра Ивановича Барятинского». Бумага, линогравюра.

Работа из серии «Декабристы в Тобольском изгнании»

Автор: Евстафий Климентьевич Кобелев.

Гравюра была передана Новоуренгойскому музею изобразительных искусств из Тюменской областной картинной галереи в 1985 году.

Декабрист, штаб-ротмистр Гусарского полка, с 1821 года — активный деятель Южного общества декабристов, друг П. И. Пестеля. Происходил из старинного княжеского рода Рюриковичей. Воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге. После сдачи квалификационного экзамена в Петербургском педагогическом институте А. П. Барятинский служил переводчиком в Коллегии иностранных дел. С 1817 г. он на военной службе в гвардейском гусарском полку, затем с 1820 г. в чине штабс-ротмистра — в Тульчине вместе с Пестелем, который в 1821 г. принял его в Южное общество декабристов.

Барятинский был республиканцем, видным деятелем декабристского движения, начальником Тульчинской управы. По поручению Пестеля он готовил террористическую группу заговорщиков-цареубийц, переводил на французский язык «Русскую правду» Пестеля. В июне 1823 вёл в Петербурге переговоры о слиянии Южного и Северного обществ. За участие в восстании 14 декабря 1825 года был приговорён к вечной каторге, сокращённой до 20 лет с последующим поселением в Сибири. Каторгу отбывал после заключения в Кексгольмской крепости на Нерчинских рудниках, с 1830 г.- в Петровском заводе. С 1839 г. А. П. Барятинский жил в крайней бедности на поселении в Тобольске, где и скончался в больнице общественного призрения в 1844 г.

А. П. Барятинский был всесторонне образованным человеком, атеистом и материалистом, знал языки, увлекался математическими исследованиями, писал стихи. Автор атеистического стихотворения «О боге». В 1824 г. в Москве он опубликовал небольшую книжку стихов на французском языке «Часы досуга в Тульчине». Работы, написанные на каторге и в ссылке, не сохранились. Среди них были вольнолюбивые стихи, философский трактат материалистического содержания, направленный против декабристов-идеалистов. Похоронен в Тобольске на Завальном кладбище.

Е.К. Кобелев «И.И. Пущин в Ялуторовске». Бумага, линогравюра

Гравюра была передана Новоуренгойскому музею изобразительных искусств из Тюменской областной картинной галереи в 1985 году.

Пущин (Иван Иванович, 1789 — 1859) — декабрист. Прослужив короткое время, по окончании курса в Царскосельском лицее, в гвардейской конной артиллерии, Пущин принял звание судьи московского надворного суда, хотя эта служба в глазах тогдашних дворян считалась унизительной. Это, между прочим, подало повод Пушкину, который считал Пущина своим лучшим товарищем, сказать ему в своем стихотворении «19 октября» (1825):

«Ты, освятив тобой избранный сан,

Ему в очах общественного мненья

Завоевал почтение граждан».

Тотчас же по выходе из лицея Пущин вступил в первое тайное общество, основанное в 1817 году, и был одним из деятельных его членов. Верховный уголовный суд 1826 года, признав его «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», — приговорил его к смертной казни, которая заменена была пожизненной каторгой. По прошествии 20 лет он был поселен сначала в Туринске (где Пущин, по показаниям местных властей, «ничем, кроме чтения книг, не занимался»), а потом в Ялуторовске (здесь он пристрастился к сельскому хозяйству).

Е.К. Кобелев «Вильгельм Кюхельбекер». Бумага, линогравюра

Гравюра была передана Новоуренгойскому музею изобразительных искусств из Тюменской областной картинной галереи в 1985 году.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797—1846), писатель, декабрист. Родился 21 июня 1797 г. в Петербурге. Происходил из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817 г.), где началась его дружба с А. С. Пушкиным и А. А. Дельвигом. Затем служил в Коллегии иностранных дел, преподавал русский язык и латынь. В 1820— 1821 гг. путешествовал по Европе; читал в Париже публичные лекции о русской литературе, при этом вёл речь и о необходимости политических преобразований в России.

Выступления прервались по приказу русского посольства. В 1822 г. Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале А. П. Ермолове. В ноябре 1825 г. он был принят К. Ф. Рылеевым в тайное Северное общество. Во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге Кюхельбекер стрелял в великого князя Михаила Павловича, выстраивал солдат для контратаки. После провала восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве и приговорён к смертной казни, заменённой затем каторгой в Динабургской крепости. С 1836 г. жил на поселении в Сибири.

Кюхельбекер стал печататься с 1815 г. В ранних стихах следовал традиции элегической поэзии В. А. Жуковского, с начала 20-х гг. XIX в. активно выступал против сентиментализма, защищая романтизм. Он написал программную статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (опубликована в 1824 г. в альманахе «Мнемозина», который Вильгельм Карлович издавал вместе с В. Ф. Одоевским). В противовес «камерной лирике» Кюхельбекер создаёт тираноборческую трагедию «Аргивяне» (1822—1825 гг.), стихотворения «К Ахатесу», «К друзьям на Рейне» (оба 1821 г.) — произведения, исполненные гражданственного пафоса.

Поделиться ссылкой: