Выставка «Поэты Серебряного века»

Портреты поэтов Серебряного века

Автор: Татьяна Соловьёва – Домашенко

Татьяна Васильевна Соловьева принадлежит к послевоенному поколению русских художников. Окончила художественное училище им. Серова (Рериха), затем Академию художеств. С 1975 года Татьяна – член союза художников СССР. Много лет работает как график, в творческой копилке которого более сорока проиллюстрированных книг. Отличительная особенность работ Татьяны Соловьёвой —  это, в первую очередь крепкая, устойчивая композиция картин и тщательно проработанные детали.

С 1985 года к своей фамилии Татьяна добавляет фамилию мужа, художника Николая Домашенко. Из начальных букв этих двух фамилий образуется псевдоним СО-ДО, которым художница пользуется также в своей литературной деятельности. С 1989 г. ее художественные интересы связаны с масляной живописью. Тематика картин Татьяны Co-До очень разнообразна: пейзажи, портреты, натюрморты, философские и мистические сюжеты. Тем не менее, все ее картины имеют нечто общее — особенное сочетание поэзии и фантастики, иногда сказочности, с реалистической основой.

Татьяна Co-До — участник более ста выставок, из которых 20 — персональные. Работы Т.Соловьевой находятся во многих музеях России и в частных коллекциях за рубежом.

В коллекции графики новоуренгойского музея изобразительных искусств хранится пять совершенно особенных портретов. Это образы поэтов, неизменно связанных с замечательным периодом в русской литературе XX столетия – Серебряным веком: Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Николая Клюева, Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого. Работы были переданы  музею Министерством культуры РСФСР в 1985 году.

Т.В. Соловьёва-Домашенко «Портрет Анны Ахматовой». Бумага, цветная литография

Каждый портрет – проницательный взгляд художницы на жизнь и судьбу  поэта. Анну Ахматову невозможно не узнать – «патрицианский профиль», скульптурно очерченный рот, величественные взгляд и осанка. Татьяна Соловьёва изобразила Анну Андреевну юной и зрелой одновременно. Две женщины сидят за столом, между ними – целая жизнь. Рядом с молодой Ахматовой красота и страсть, рядом с почтенной — мудрость и спокойствие. 

Т.В. Соловьёва-Домашенко «Портрет Николая Клюева». Бумага, цветная литография

Николай Клюев изображен в образе отшельника. В руках поэта – посох. В прозе Николая Клюева сильно ощутима связь с древнерусской литературой, прежде всего с жанром «духовного завещания», а также самоуничижительного и покаянного тона. Человеком «не от мира сего» увидела его Татьяна Васильевна.

Т.В. Соловьёва-Домашенко «Портрет Николая Заболоцкого». Бумага, цветная литография

Образ Николая Заболоцкого, представленный на выставке, можно прокомментировать строками из стихотворения самого поэта «На закате»:

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

Художница увидела Заболоцкого человеком, способным из тесноты мира внешнего погрузиться в свой внутренний мир: яркий и свободный, найти в нём отдушину и вдохновение. 

Т.В. Соловьёва-Домашенко «Портрет Марины Цветаевой». Бумага, цветная литография

Одним из главных героев творчества Марины Цветаевой всегда являлась душа поэта-женщины. «Душа» в цветаевском понимании «Шестикрылая, ра — душная». На портрете Татьяны Соловьёвой Марина Цветаева изображена в таинственном крылатом образе, секрет которого зрителю предстоит раскрыть.

Т.В. Соловьёва-Домашенко «Портрет Николая Гумилёва». Бумага, цветная литография

Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Превыше всего Гумилев считал преданное служение искусству. В этом сказалась его романтичность, умение подняться над обыденным и увидеть истинную красоту мира. На портрете поэт изображен неутомимым путешественником и романтиком.

Искусство и философия Серебряного века отличаются элитарностью, интеллектуализмом. В хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия… Однако, Серебряный век — не только хронологический период, но и образ мышления тех людей искусства, которые остались в сознании  потомков как некая неразделимая плеяда, формировавшую атмосферу конца XIX — начала XX века. Надеемся, что выставка графики Татьяны Соловьёвой Домашенко станет для вас возможностью прикоснуться к этой атмосфере.

Поделиться ссылкой: