Победа будет за нами – военные плакаты

В собрании музея изобразительных искусств есть несколько десятков советских плакатов времен Великой Отечественной войны. 

Экспонаты, созданные в тяжелейшее во всех смыслах время, представляют собой уникальное наследие. Особую ценность представляют плакаты, выполненные известными художниками: И.М. Тоидзе, В.Н. Дени, Кукрыниксами, А.М. Волошиным, В.А. Серовым, В.Н. Селивановым. У посетителей сайта музея появилась возможность познакомиться с частью этой коллекции на виртуальной выставке «Победа будет за нами – военные плакаты». Плакат военных лет — яркое художественное явление и одновременно «выразитель дум и чаяний» советского народа в годы суровых испытаний. В этом аспекте плакат служит уникальным историческим источником, изобразительной летописью войны. Плакат «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» создан в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, группой художников М.Куприяновым, П.Крыловым и Н.Соколовым под псевдонимом Кукрыниксы. Плакат передает динамику движения к неизбежной победе над врагом, героическое прошлое России переплетается с военными 1940-ми. На переднем плане изображен типичный для плакатных изображений того времени сюжет устремленных в атаке на врага солдат и боевой техники. На заднем плане — устремленный в бой русский витязь, легендарный полководец Суворов и герой Гражданской войны Чапаев. Тем самым авторы плаката подчеркивают преемственность поколений защитников Родины. Плакат «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» несет мощный энергетический заряд, уверенность в грядущей победе над врагом отважного советского солдата, потомка героических предков. Среди авторов сатирических плакатов военного периода отметим также художника В. Н. Дени. В работе «Красной Армии метла нечисть вымела дотла!», художник создал звучный по цвету и оригинальный образ. Гитлеровцы боялись советских карикатур как огня, они расстреливали из орудий фронтовые сатирические плакаты, подвергали тяжелым наказаниям своих солдат, если находили у них эти рисунки. Всех художников-карикатуристов, в своих работах разоблачавших преступления фашизма перед всем миром, гитлеровцы занесли в черный список деятелей советской культуры, чтобы затем уничтожить их. Но этим желаниям не суждено было сбыться. Важнейшей боевой задачей плаката было не только показать всю несостоятельность фашистских вояк, но и создать героический образ советских бойцов. Главными героями плакатов на протяжении всей войны были солдаты, совершающие подвиги ради спасения своей Родины; партизаны, сражающиеся с врагом на оккупированной земле; матери и дети, призывающие к защите и освобождению. Агитационные плакаты И.М. Тоидзе «За Родину, За Сталина», А.М. Волошина «Под знаменем Ленина-вперед к победе!» созданные в 1941г. призывают смело идти в бой с врагом, вероломно напавшим на СССР.  Большой вклад в создание антифашистских плакатов внесли ленинградские художники. В. А. Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941–1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против немецких захватчиков. В плакате Наше дело правое – победа будет за нами, художник передал решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной город от врага. В.А. Серов воссоздал обстановку военного времени с максимальной точностью, изобразив воина, идущего на фронт вместе с товарищами, на фоне классической архитектуры триумфальных ворот, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов. Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг. Днем и ночью шли к линии фронта эшелоны с боеприпасами и продовольствием. Об этом рассказывают плакаты «Заменим!», «Защитим город Ленина» В.А. Серова. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты «Боевого карандаша» — творческого объединения ленинградских художников. Листы «Боевого карандаша» печатались в технике литографии, как цветные эстампы. Они внушали народу твердую веру в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии. Определенную роль в развитии этого плаката сыграли традиции лубка. Формат листков «Боевого карандаша» был небольшим, а сами рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия с близкого расстояния, ведь они вывешивались в блиндажах, бомбоубежищах, стационарах и госпиталях. Лучшие плакаты, созданные ленинградскими художниками в военную пору, сохраняют ценность не только как документы своего времени, но и как талантливые произведения искусства. Среди них лист, отличающийся суровым реализмом, призывающий к священной борьбе: «Тревога», погибшего во время блокады Н. А. Тырсы. Основные события 1943 года – прорыв блокады, прибытие первого поезда с Большой земли, вручение медалей «За оборону Ленинграда», восстановление города – все это нашло отражение в ярком запоминающимся плакате В.Н. Селиванова Медаль за оборону Ленинграда». Долгожданную Победу под праздничные залпы салютующих орудий и радостное ликование народа встретили и военные плакаты. И навсегда ушли в историю, стали олицетворением фронтовой героической эпохи, когда советский народ совершил великий подвиг – разгромил фашизм и, тем самым спас человечество от коричневой чумы. А лучшие из плакатов военного времени стали памятниками большого искусства.

Поделиться ссылкой: