«Души изменчивой приметы…»

В коллекции живописи городского музея хранятся работы известных советских художников-реалистов. Среди этих полотен — «Ткачихи» С.И. Дудника. 

 Работа поступила в фонд НГМИИ в 1985 году из Тюменской областной картинной галереи. Сюжет произведения построен на гармонии цвета, замкнутой композиции, в которой нет мелких, конкретных деталей быта. Это не зарисовка из жизни, не ее прямое воспроизведение, а тема, которую развивает художник, оттолкнувшись от конкретного сюжета, момента. В работе сочетается лиризм и монументальность.

Предлагаем познакомиться с биографией художника. Степан Дудник родился в 1914 году в Феодосии. В шестнадцать лет он трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там будущий художник начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Степан поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В 1943 году он окончил институт с отличием и продолжал обучение в аспирантуре.

Дипломная работа Степана — историческое полотно «Штаб революции в Смольном» — сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. Целостность, оригинальность подхода, ощущение времени, эпохи, присущие этой картине, сразу обратили внимание на молодого художника. Тема революции занимает большое место в творчестве Дудника, и всегда он находит свое, не похожее на других ее решение, не боясь ни сложности задачи, ни масштабов полотна («Залп «Авроры», «Октябрьские дни», «В.И.Ленин и А.М.Горький» и др.).

В 50-60-е годы, как и многие художники в это время, Дудник много путешествует по различным областям страны — Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ — сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями — портреты ученых, тружеников села, рабочих.
В 60-е годы в его творчестве все сильнее начинает проявляться декоративное начало, явно заложенное в природе его дарования, свободней и интересней становится колорит работ.

Особенно ярко проявилось декоративное начало живописи Дудника в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. В них он отразил поэтический мир простых вещей, их незамысловатую красоту. Цвет в творчестве Дудника — носитель эмоционального начала. Его видение цвета отличается своеобразием, самобытностью, поэтому его работы никогда не спутаешь с работами других художников.

В разное время Дудник обращается то к одному, то к другому жанру живописи. В 70-е годы, в целом очень плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен («Ткачихи», «Яблони», «Ковровщицы»), в которых декоративность и поэтическое начало — творческий принцип живописца.

В тексте использованы материалы статьи Е. Романенко «Сто памятных дат. Художественный календарь». М. 1988.

Поделиться ссылкой: