Зоя из рода Айваседо

Автор Гайнанов А.Д.

Акварель в раме. 2005 г.

            Гайнанов Айрат Даянович родился в 1945 году в Уфе (Башкирия). Художник, член Союза художников России, Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, Союза дизайнеров России.

Айрат Гайнанов

Художник живет на Севере с 1987 года.  В его «багаже» много прекрасных пейзажей магической природы сибирского Севера. В творческом багаже художника — несколько сотен прекрасных рисунков и акварелей, много произведений станковой живописи, выполненных темперой или маслом. Его индивидуальному стилю свойственна широта, экспрессия, романтика образов. Он восхищается магической природой сибирского Севера, красотой его населения, мужеством охотников, рыболовов и оленеводов, строителей Нового Уренгоя. Пропитанная влагой тундра, бескрайнее светлое небо, общая сдержанная цветовая гамма- это действительно земля, рождающая реки, нефть, воду — все, что есть основа жизни. Почти в каждой акварели есть красноречивая деталь, некий зрительный акцент, рождающий образные ассоциации: эстакада трубопровода или одинокий чум в бескрайней тундре. Сплетение прошлого и современности, природы и человека, пространства и времени. Художника волнует судьба народов Севера и их культура, их столкновение с наступающей цивилизацией. В его немногочисленных портретах подкупает уважение к герою, ощущение внутренней чистоты и гордости персонажей.

            Айрат Гайнанов является автором десяти персональных выставок, Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях России, Италии, Греции, Финляндии, Канады, США, Литвы, Эстонии, Турции, Франции.

Мужчина из рода Айваседо

            Айваседа (Нгэваседа) — старинный ненецкий род, фиксируется в официальных документах уже с первой половины XVII в. В то время ненцы Айваседа свободно кочевали по довольно большой территории. Первым упоминанием этого рода можно считать запись в ясачной книге 1631 г. о том, что многие обдорские самоеды рода Евасида умерли от оспы и к платежу ясака не явились». В одной из отписок тобольского воеводы 1644 г. упоминается «обдорский самоядин роду Ивасиды», который «ловил рыбу на реке Тазу ниже Мангазеинского города». Во второй половине XVIII — первой четверти XIX в. представители рода Айвасиды платили ясак. После эпидемии оспы 1816 г. практически весь обдорский род Айваседа перекочевал в лесную зону, значительно увеличив там число плательщиков ясака. С середины XIX в. род Айваседа закрепился на правой стороне р. Пур, на одном из его притоков, образованных слиянием рек Еркалндейпур и Етыпур, который называется теперь Айваседапур.

            Род у ненцев представляет собой группу кровных родственников по мужской линии. Дети принадлежат к роду отца и принимают соответ­ствующее имя. В браке жена переходит жить к мужу, причем вдова была обязана или имела право выйти замуж за своего деверя. Сородичи сообща владеют определенной территорией, состоящей из зимних и летних пастбищ, промысловых угодий, родовых жертвенных мест. Каждый род имеет свое кладбище. Границы, разделяющие территории обитания семей и родов, достаточно условны и документально не закреплены. В наши дни в результате интенсивного промышленного освоения территорий исконного проживания лесных ненцев многие семьи лишились традиционных мест обитания и были вынуждены переселиться в поселки или на новые земли. Коренные народы Севера ведут свое хозяйство таким образом, чтобы ресурсов хватало не только всем членам родовой общины, но и потомкам. «Не брать у природы ничего лишнего» — вот главный принцип такого хозяйствования, давно забытый нами.

Поделиться ссылкой: