Скульптура «Копьеметальщица»

Металл, бронза, литье.

Автор: Смирнов М.Н.

Скульптура поступила в основной фонд музея из Тюменской областной картинной галереи в 1985 году.

Автор скульптуры Михаил Смирнов вошел в историю отечественного искусства второй половины ХХ века не только как замечательный скульптор, но и как выдающийся художественный деятель. Активный участник движения «шестидесятников», он многое сделал для обновления и развития российской пластики, будучи в течение лет секретарем Союза художников РСФСР по скульптуре.
Михаил Смирнов родился в Москве в 1926 году. В 1941 году он начал учиться в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, и, несмотря на все тяготы военной жизни, ему удалось его закончить. В 1945 году он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское) на курс, где преподавали блестящие педагоги: скульпторы С.Л.Рабинович и Г.И.Мотовилов, живописец П.В.Кузнецов. Огромную роль в профессиональном становлении скульптора Смирнова сыграла его работа в течение десяти лет в творческой бригаде Г.И.Мотовилова, где он принимал участие в оформлении крупных архитектурно-строительных объектов.
Всю свою творческую жизнь Смирнов оставался скульптором с очень широким диапазоном, работая в станковой и монументально-декоративной скульптуре, в различных техниках и материалах. И все же имя Смирнова связано в первую очередь с его скульптурой в дереве. «С деревом меня свела война. Я был в муромских лесах, потом валил лес под Калинином. Когда кончилась война, мы, ребята, после техникума рванулись в глушь, крестьянской работы пришлось хлебнуть, — вспоминал Смирнов. — В Зарайске я впервые занялся скульптурным делом. До этого привлекала живопись, а теперь стало интересно резать, идти вглубь».


Смирнов занимает особое место среди своих современников, его скульптура тесно связана с традициями русской деревянной пластики, с наследием мастеров пермской скульптуры, с уроками С.Т.Коненкова.


Пластическая манера Михаила Смирнова, отмеченная сдержанной, лаконичной простотой, утверждает идеал цельного человека, способного на сильные движения души. Его скульптуру отмечает немногословие, конструктивность, стремление к строгим ритмам и крепким объемам. Его работы — это выражение истинного покоя и наполненной смыслами простоты. Одной из центральных тем в скульптуре Смирнова является обнаженная натура. Однако и здесь проявляется почерк и творческое мышление художника: его женшины хоть и пластичны, но по-земному конкретны, даже монументальны. Героини этих произведений так же, как и другие персонажи Смирнова, повествуют о радости насыщенной трудом жизни, это рассказ о простом и добром человеке. В этом проявляется поэтичская фантазия автора, который так блестяще воспел всю полноту бытовой жизни.


Сам Михаил Смирнов не раз говорил о том, что опасается «перехоршить», и его искусство — свидетельство поисков настоящей правды, пусть и не всегда радостной. Поэтому многие работы Смирнова так лиричны, в них всегда чувствуется мягкий свет. Думается, что художник добивался этого и тем, что работал в таком «живом», органичном материале, который всегда кажется зрителю духовно близким.

Поделиться ссылкой: