Гравюра. Мациевский. Л.В.Зверева.
Бумага, автолитография цветная.
Автор- Мациевский Евгений Олегович ,родился в 1945 году в Магадане, закончил Московское высшее Художественно-промышленное училище. С 1970 г. активно участвует в выставках в Москве, Эстонии, Польше, Болгарии, Югославии, Италии, Норвегии и других странах. В 1975 году принят в члены Московского Союза художников. Провел более двухсот персональных выставок в России и за рубежом. Для художественного метода Е. Мациевского характерны отточенное мастерство, знание глубоких традиций, поиск новых нюансов, обогащающих графический язык и содержаний его произведений.
Зверева Лидия Виссарионовна (1890—1916), первая российская лётчица.
23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора за номером 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.
Внесла большой вклад в развитие самолетостроения, а также в обучение авиаторов.
Автолитографией называют вид литографии, при которой печатную форму создает сам автор художественного произведения, а не работники полиграфической фирмы. Как известно, литография, это такой способ плоской печати, при котором различные элементы печатной формы имеют возможность принимать или отталкивать типографскую краску.
![](https://nurmuseum.online/wp-content/uploads/2020/02/Zvereva-1024x576.jpg)
Русская летчица ЛИДИЯ ЗВЕРЕВА
Из девяти авиаторов лишь один, Александр Васильев, смог долететь до Москвы.
В начале августа 1911 года Лидия Зверева уже считала себя вполне подготовленной к экзамену на звание пилота-авиатора. Он состоялся 10 августа. На гатчинском аэродроме собралась комиссия Императорского всероссийского аэроклуба. Зверева спокойно заняла пилотское кресло на ‘Фармане’. Взлетела, набрала высоту и описала в воздухе, как требовали правила, пять ‘восьмерок’. После этого авиатриса совершила посадку — точно в четырех метрах от центра круга. Второй полет, опять с ‘восьмерками’, закончился еще удачнее, с посадкой в самом центре круга!
Зверевой торжественно вручили авиаторский диплом ?31, то есть она стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, научившейся управлять аэропланом. Позже Зверева писала: ‘Открыв путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе женщин над воздухом и к уравнению в данном случае с мужчинами’. И призыв этот был услышан. В том же 1911 году авиатрисами стали еще три россиянки: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.
НА ГРАНИ ГИБЕЛИ
В те времена авиаторы нередко совершали публичные полеты в различных городах России. В компании с пилотами Петром Евсюковым, Александром Агафоновым и Владимиром Слюсаренко Лидия Виссарионовна отправилась в Баку. Их полеты здесь проходили не очень удачно, и они перебрались в Тифлис. Как обычно, арендовали скаковой ипподром. Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, желая собственными глазами увидеть чудо XX века. После тифлисских ‘гастролей’ Зверева отправилась в Ригу, но в компании с другими авиаторами, тоже ей давно знакомыми, — Федором Колчиным и Михаилом Григорошвили.
Один из полетов в Риге, состоявшийся 1 апреля 1912 года, чуть не стоил Зверевой жизни. Она поднялась на ‘Фармане’ с пассажиром, Владимиром Слюсаренко (он присоединился к троице немного позднее). Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева, стремясь избежать падения на людей, сделала резкий маневр, ‘Фарман’ опрокинулся, и при ударе машины о землю авиатрису выбросило вперед и придавило обломками. ‘У всех невольно вырвался крик ужаса, — писала газета ‘Рижский вестник’, — ибо никто не сомневался, что авиаторы погибли’. К счастью, этого не случилось. После злополучного полета Лидия Виссарионовна писала в одном из писем: ‘Осталась еле жива. При падении чуть не сломала ногу. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская!’
АЭРОПЛАНЫ ВЛАДИМИРА СЛЮСАРЕНКО
К этому времени в жизни Лидии Зверевой произошла важная перемена — она стала женой авиатора Владимира Слюсаренко. Лидия Виссарионовна искала для себя большого дела. Оставаться странствующей авиатрисой не хотелось. Она мечтала конструировать и даже строить самолеты. Владимир Викторович полностью разделял эти устремления жены. Легче всего осуществить задуманное оказалось в Риге.
В марте 1913 года из мастерской Слюсаренко ужевышли первые аэропланы, заказанные военным ведомством. Мастерская превратилась в небольшой завод. Машины строились по типу известного тогда французского аэроплана ‘Фарман’, но со значительными усовершенствованиями в конструкции. Владимир Слюсаренко не только сам испытывал в воздухе построенные машины, но нередко совершал на Рижском взморье публичные полеты, иногда с пассажирами.
Летала в Риге и Лидия Виссарионовна — самостоятельно или пассажиркой с мужем.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГ
С началом Первой мировой войны супруги Слюсаренко возвратились в Петербург и перевезли туда свой завод. Они получили новый военный заказ на постройку самолетов. За два года ‘Авиационная фабрика Слюсаренко’ выпустила около сотни крылатых машин — ‘Фарманов’ и ‘Моранов’. На Комендантском аэродроме испытывался истребитель Слюсаренко, развивший немалую для тех лет скорость полета — более 160 километров в час. Строился также оригинальный двухмоторный самолет-разведчик.
А газеты сообщали об упорных боях, налетах цеппелинов, бомбежках, растущей дороговизне, эпидемиях. Весной 1916 года Лидия Виссарионовна заболела тифом. Болезнь протекала тяжело. Врачи оказались бессильны, и утром 2 мая первой русской авиатрисы не стало. Умерла она в возрасте всего 26 лет. Две-три петербургские газеты поместили извещение о ее смерти и дне погребения. Некрологов не было.
Слюсаренко жили на Петропавловской улице, в доме ?6 (на Петроградской стороне). Там Лидия Виссарионовна и скончалась. Прах ее был предан земле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Владимир Викторович Слюсаренко через год после смерти Лидии Виссарионовны женился вторично. С новой женой он решил эмигрировать. Судьба забросила их сначала в Харбин, а затем — в Австралию, в городок Сэндгэйт на восточном побережье этой далекой страны.
В 1961 году по случаю 50-летия перелета Петербург — Москва в журнале ‘Огонек’ был опубликован очерк об этом историческом событии. Через некоторое время в редакцию журнала пришло нежданное письмо из Австралии. Писал В.В. Слюсаренко. Старый авиатор благодарил за память о тех, кто ‘принимал участие в зарождении русской авиации’, о ее пионерах. ‘Не знаю, жив ли еще кто-нибудь из участников перелета, — писал Слюсаренко, — но за всех живых и мертвых я шлю мое искреннее спасибо’.
Умер Владимир Викторович в 1969 году в возрасте 80 лет.
Автор благодарит петербургского историка авиации В. В. Короля за помощь при сборе материалов для этого очерка.